ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
(1865—1911)
Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства (отец художника — композитор А. Н. Серов), Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий.
Уроки И. Е. Репина в детстве, затем занятия в Академии художеств с известным педагогом П. П. Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.
Уже ранняя его картина «Девочка с персиками» (1887, ГТГ1) радостными красками, тонкой передачей света и воздуха явилась значительным событием в русском искусстве. Задачи пленэрной живописи решал здесь 22-летний художник с последовательностью истинного мастера.
Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка.
Обостренное чувство времени, нетерпимость Серова ко всякой фальши делают многие его работы источником для постижения жизни России на рубеже XIX и XX столетий.
Выдающийся портретист, Серов в живописи и графике создал образы своих современников — художников, писателей, музыкантов, артистов. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной — в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX — начала XX в.
Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели».
Боль, гнев, возмущение вызвало у Серова, человека демократических убеждений, кровавое подавление народных демонстраций 9 января 1905 г. Он отказывается от звания члена Академии художеств. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, ГРМ2), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира.
Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне, — «Заросший пруд. Домотканово», «Баба с лошадью» и др.
В истории России Серову особенно интересно петровское время. В картине «Петр I» (1907, ГТГ), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. Свинцово-серая гамма красок, динамичный строй всего произведения передают энергию созидания суровой и великой для России эпохи.
Портреты, иллюстрации к басням И. А. Крылова, выполненные художником в области графики, отмечены лаконизмом, меткостью характеристик, превосходным владением различными техниками.
Рисунок, изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, ГРМ), исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Пластически совершенны, легки, музыкальны линии рисунка на голубом фоне грунтованного холста. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины.
Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе—1910, ГТГ).
В своем творчестве Серов продолжил демократические традиции русского искусства XIX в. и во многом предопределил пути развития искусства XX в.