ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ
(1886—1964)
С именем этого художника связана история развития советского искусства, его становления и расцвета, особенно в области книжной графики и ксилографии. Он был разносторонним мастером — скульптором, графиком, монументалистом, живописцем, театральным художником. Кроме того, В. А. Фаворский был крупным теоретиком искусства и прекрасным педагогом, воспитавшим целую плеяду великолепных мастеров.
Но мировую известность В. А. Фаворский приобрел как график-ксилограф. Именно в гравюре Фаворский достиг наибольших результатов, хотя скупость ее изобразительных средств требовала от художника умения решать сложные задачи.
Исключительное внимание Фаворский уделял идеям синтеза искусств. И точкой приложения этих идей для Фаворского стала книга, ее конструкция (шрифт, полоса набора и т. д.) и иллюстративный ряд.
В. А. Фаворский создал много блистательных книг с великолепными иллюстрациями, ставшими образцовыми для последующих поколений художников. В числе лучших работ Фаворского иллюстрации к книгам: «Элегия» П. Муратова, «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Фамарь» А. Глобы, «Книга Руфь», Собрание сочинений П. Мериме, «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (за три последние работы он удостоен Ленинской премии в 1962 г.).
В какой бы области искусства ни работал Фаворский, идеи синтеза искусств никогда не покидали его и всегда приводили к блестящему решению поставленных задач. Книжная графика, монументальные фрески (например, фрески Музея охраны материнства и младенчества, созданные совместно с Л. Бруни, 1933), театральная декорация (он создал оформление к целому ряду спектаклей), скульптура — все было подвластно таланту Фаворского.
Особое место в жизни Фаворского занимала его педагогическая деятельность, в которой он видел возможность не только поделиться своим опытом и взглядами с учениками; в этом была и его забота о дальнейшей судьбе советского искусства. И его ученики стали верными последователями, продолжателями того дела, которому Фаворский служил всю свою жизнь.