ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
(1798—1863)
В июле 1830 г. во Франции вспыхнула революция. На улицах Парижа народ возводил баррикады, с оружием в руках сражался против власти ненавистных Бурбонов. В этом же году художник Э. Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»; Лувр, Париж). Она стала подлинным символом борьбы за свободу народа.
В центре картины с трехцветным республиканским знаменем в руках устремилась вперед молодая прекрасная женщина в красной фригийской шапочке на развевающихся волосах. Это аллегория свободы, ведущей за собой народ. Рядом с ней студент, которому художник придал свои черты, и уличный мальчишка.
Всеми своими помыслами Делакруа был вместе с восставшими, и ему удалось создать убедительный образ народа, воодушевленного идеями свободы.
Творчество художника проникнуто страстным пафосом борьбы за свободу, верой в торжество справедливости, в силу и энергию революционного народа. Эти черты характерны для французского революционного романтизма, главой которого был Делакруа.
Уже одна из первых картин художника— «Резня на Хиосе» (1823— 1824, Лувр, Париж) посвящена борьбе угнетенного народа Греции за свою независимость.
В 1830-е гг. художник совершил поездку в Алжир и Марокко. Здесь Делакруа пишет сцены красочного восточного быта, полные динамики и напряжения. Но главное место в его творчестве занимает историческая тема. Делакруа стремится раскрыть смысл исторических событий, передать характеры исторических лиц. Его привлекают трагические, переломные моменты истории. Такова картина «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841, Лувр, Париж), подлинный смысл которой — осуждение бессмысленной, жестокой резни, учиненной крестоносцами на улицах древнего города в 1204 г. Делакруа создал циклы декоративных росписей в парижских дворцах и церквах. Он иллюстрировал произведения И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона, У. Шекспира.
В историю мировой живописи он вошел также как великий мастер колорита. Делакруа выдвинул проблему цвета в живописи как ее главного выразительного средства и стремился научно ее обосновать.
К концу жизни художник отошел от освободительных идей своего времени, но на всю жизнь остался верен идеям гуманизма.