Все для детей

ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ КОРИН

(1892—1967)

Перед картинами Павла Дмитриевича Корина невозможно не остановиться: настолько властно притягивают к себе они внимание зрителя. Широкая, смелая манера письма, напряженный, насыщенный цвет, строгие композиционные ритмы, торжественные, словно чеканные формы заставляют вспомнить выразительные образы древнерусской живописи.

В одном из залов Третьяковской галереи находится его триптих «Александр Невский». Как мужественная, суровая песня грозных лет, прославляющая героизм и стойкость русского народа, его твердую решимость отстоять свою Родину в дни самых тяжелых испытаний, звучит это произведение. Оно было создано в 1942— 1943 гг., в дни великой Сталинградской битвы.

Корин родился в знаменитом селе Палех, в семье крестьянина-иконописца. Следуя традициям семьи, Павел Корин тоже учился иконописному мастерству. В 1911 г. он встретился с М. В. Нестеровым, и эта встреча оказала огромное влияние на его дальнейшую судьбу. По совету Нестерова Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916 г.

В конце 1920 г. художник начинает работу над большим полотном, которое назвал «Русь уходящая». Корин хотел создать грандиозную живописную эпопею уходящей в прошлое старой Руси, отразить великий перелом, совершавшийся в те годы в России. Картина осталась незавершенной. Прекрасные этюды к ней можно увидеть во многих музеях нашей страны, в мемориальном Музее-квартире П. Д. Корина в Москве.

В 1932 г., находясь в Италии, Корин написал портрет А. М. Горького. Это произведение явилось началом целой серии портретов выдающихся деятелей советской культуры и искусства, знаменитых полководцев и ученых, написанных в 40—60-е гг.

За портреты художников Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), М. С. Сарьяна, Р. Гуттузо, актера и режиссера Р. Симонова в 1963 г. Корину была присуждена Ленинская премия. К этим выдающимся произведениям надо причислить также портреты М. В. Нестерова, пианиста К. Н. Игумнова, ученого-микробиолога Н. Ф. Гамалеи, актера Московского Художественного театра Л. М. Леонидова, маршала Г. К. Жукова.

Интерес к монументальному искусству нашел свое отражение в циклах декоративных работ художника. В 50-х гг. он выполняет мозаичные плафоны и витражи на станциях Московского метрополитена имени В. И. Ленина — Комсомольская-кольцевая, Смоленская, Новослободская, мозаики в здании Московского университета на Ленинских горах.

Много сил отдал художник реставрации памятников отечественного и зарубежного искусства. Вместе с братом А. Д. Кориным и другими художниками реставрировал картины Дрезденской галереи.