Все для детей

Советские диафильмы онлайн

Вечный Пушкин

Год выпуска: 1975
Автор: Бурсов Б., Гдалин А.
Художник: Гиричева Ж.
Количество кадров: 110

Текст диафильма по кадрам:

  1. Вечный Пушкин
    Часть первая
  2. Пушкин — один из величайших художников, которые, изображая свое время, улавливают и передают движение вечности. Пульс вечности слышится в каждом его творении, исполненном трепета своей эпохи.
    "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа..." Н. В. Гоголь.
  3. "Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году... умея уже читать и писать, он сочинял... маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей... Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой".
    Л. С. Пушкин, брат поэта.
    Первый портрет А. С. Пушкина.
    Москва в 1799 году.
    Запись о рождении Пушкина.
  4. Поэтический мир юного Пушкина складывался под влиянием Ломоносова, Дмитриева, Радищева, Державина, Фонвизина, Крылова, Жуковского, Батюшкова, а также классиков французской и итальянской литературы. 8.1.1815 г. пятнадцатилетний Пушкин прочел в присутствии Державина стихотворение "Воспоминания в Царском Селе".
    Лицей
    Пушкин на на лицейском экзамене. Деталь картины М. Е. Репина.
    Первая публикация, 1814
  5. "Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным... Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет... Ему надобно непременно учиться... Его душе нужна пища! Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасется собственными — увидишь, что из него выйдет!" В. А. Жуковский — П. А. Вяземскому. 19.IX.1815.
    В 1817 году Пушкин окончил Лицей.
    Автопортрет в лицейском мундире.
    Лицей, рис. Пушкина.
  6. "Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением".
    Глядя на рисунки Пушкина, встречающиеся на полях рукописей, мы ощущаем еще одну грань его дарования — талант художника. Достоверность этих набросков, как мы увидим далее, подтверждается работами портретистов того времени.
    В. Г. Белинский.
    К. Н. Батюшков, рис. О. А. Кипренского и набросок Пушкина.
  7. Одним из самых близких друзей семнадцатилетнего Пушкина стал П. Я. Чаадаев — писатель, философ, участник Отечественной войны 1812 года.
    Он вышней волею небес
    Рожден в оковах службы царской;
    Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
    А здесь он — офицер гусарский.
    "К портрету Чаадаева".
    1817-1820.
    Набросок Пушкина.
    П. Я. Чаадаев, рисунок неизвестного художника.
  8. Поэму "Руслан и Людмила" Пушкин начал писать еще в Лицее. Появление её "сделало эпоху в истории русской литературы", — писал Белинский.
    "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила".
    1820, марта 26, Великая пятница". В. Жуковский.
  9. Появление поэмы означало, что "певец Руслана и Людмилы" в совершенстве овладел тайнами поэтического мастерства, превзойдя своих учителей, и стал признанным первым поэтом России.
    Поэма была столь неожиданно новаторской, что вызвала не только небывалые восторженные отзывы, но и резкие нападки литературных староверов. Ее "хвалят и хулят без милосердия", — замечает современник.
    Автопортрет. 1820.
  10. В Петербурге Пушкин попадает в среду, из которой потом вышли многие декабристы. Тема вольности приобретает еще большее звучание в творчестве поэта.
    Духом революционного патриотизма проникнуты ода "Вольность", "Деревня", послание "К Чаадаеву".
    "Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает", — передает Пущин слова царя.
    Поэт был выслан из столицы.
    Ода "Вольность", автограф.
  11. "Вот уже восемь месяцев, как я веду странническую жизнь... Был я на Кавказе, в Крыму, в Молдавии и теперь нахожусь в Киевской губернии, в деревне Давыдовых... братьев генерала Раевского... Общество наше... разнообразная и веселая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России... преданный мгновенью, мало заботился я о толках петербургских"
    (из письма Н. И. Гнедичу. 4.XII.20. Каменка.)
    Пушкин в Каменке среди декабристов, худ. Д. Р. Кардовский.
  12. Преследование Пушкина вызывало протест, ему сочувствовали не только единомышленники, но и некоторые чиновники, придерживавшиеся независимых взглядов.
    "Расстроенное его (Пушкина) здоровье в столь молодые лета и неприятное положение, в коем он по молодости находится, требовали, с одной стороны, помощи, а с другой — безвредной рассеянности... а потому отпустил я его с генералом Раевским..."
    И. Н. Инзов — К. Я. Булгакову.
    И. Н. Инзов.
    Шуточный рис. Пушкина
    Дом Инзова в Кишиневе, в котором жил Пушкин.
  13. Пребывание Пушкина на юге России — важный этап в развитии его поэтического гения.
    В уединении мой своенравный гений
    Познал и тихий труд и жажду размышлений.
    Владею днем моим; с порядком дружен ум;
    Учусь удерживать вниманье долгих дум;
    Ищу вознаградить в объятиях свободы
    Мятежной младостью утраченные годы
    И в просвещении стать с веком наравне.
    "Чаадаеву".
  14. "Стихосложение в "Кавказском пленнике" отличное... — Все дышит свежестью, все кипит живостью необыкновенною. Автор её... ныне являет нам степень зрелости совершенной", — писал П. Я. Вяземский в 1822 г.
    Пушкин, гравюра Е. Гейтмана, приложенная к 1-му изданию поэмы. 1822.
  15. Кишинев.
    В дневнике за 10.Х.1821 г. Пушкин записывает:
    "Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова... Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю".
    П. И. Пестель.
    Набросок Пушкина.
  16. "Пушкин подарил нас поэмою "Бахчисарайский фонтан"... (А. А. Бестужев-Марлинский).
    "Пушкин в сей поэме достиг до неподражаемой зрелости искусства в поэзии выражений..., обнаружил истинное драматическое дарование, с большим блеском впоследствии развившееся в трагедии "Борис Годунов" и в исторической поэме "Полтава".
    А. А. Дельвиг.
    Иллюстрации художника С. Ф. Галактионова, 1826.
  17. В 1824—25 гг. Пушкин пишет поэму "Цыганы".
    "Рылеев обнимает Пушкина и поздравляет с "Цыганами". Они совершенно оправдали наше мнение о твоем таланте. Ты идешь шагами великана и радуешь истинно-русские сердца".
    Не поняв до конца идеи поэмы, друзья поэта и критика почувствовали в ней его возросшую поэтическую мощь. "Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих "Цыган"! Но, милый друг, какая цель! Скажи, чего ты хочешь от своего гения?"
    В. Жуковский.
    Рис. Пушкина.
  18. В период пребывания на юге Пушкин увлекается Байроном, к тому времени ставшим властителем дум в просвещенной Европе.
    Это, по словам Пушнина, "отзывалось" в его южных поэмах. В них, как это видно из разбора самим Пушкиным "Кавказского пленника", намечается его движение к реализму. Значит, и преодоление Байрона.
    Автопортрет 1823 г.
    Байрон, рис. Пушкина. 1835 г.
  19. "Европейская" Одесса дала Пушкину множество новых впечатлений, будила творческую мысль... На юге пришла к Пушкину зрелость, глубокий психологизм, понимание судьбы, тайн взаимосвязи человеческих отношений.
    "Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты" (Дельвиг — Пушкину).
    Одесса. Здесь в 1820 году Пушкин начал "Онегина".
    На рисунке Пушкина — Е. К. Воронцова, знакомство о которой вызвало к жизни прекрасные образы пушкинской лирики.
  20. Летом 1824 г. Пушкин приезжает в Михайловское — место ссылки после Одессы. Отношения его с отцом очень сложны, поэтому близка лишь старая няня.
    "Ах! Умолчу ль о мамушке моей..." — это строка: из лицейского стихотворения "Сон". "Она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно..."
    Михайловское.
    Арина Родионовна и С. Л. Пушкин. Рисунки Пушкина.
  21. В начале 1825 г. Пушкина посетили друзья Пущин и Дельвиг.
    "...Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях..." (И. И. Пущин).
    Пушкин и Пущин в Михайловском, худ. Н. Н. Ге.
    А. А. Дельвиг.
    И. И. Пущин, рис. Пушкина.
  22. Поэма (повесть в стихах) "Граф Нулин" была написана единым порывом вдохновения — "в два утра". "В этой повести, — писал Белинский, — все так и дышит русскою природою, серенькими красками русского деревенского быта. Только один Пушкин умел так легко и так ярко набрасывать картины столь глубоко верные действительности..."
    Рис. Н. В. Кузьмина.
  23. Пушкин записывает сокровенные мысли о свойствах поэтического гения.
    "ВДОХНОВЕНИЕ... есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии как и в геометрии".
    Автопортрет, 1824.
  24. Новой вехой на пути развития свободолюбивой лирики Пушкина, дальнейшим продолжением "Вольности", "Деревни", "К Чаадаеву" стала историческая элегия "Андрей Шенье", полная веры в торжество "священной свободы".
    "Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить".
    Из письма Н. Н. Раевскому-сыну. VII. 1825 г.
    Пушкин, рис. Ж. Вивьена.
  25. Одной из вершин творчества Пушкина явился "Борис Годунов", где предстают перед нами "люди минувших дней, их умы, их предрассудки". Воссоздав эпоху бурного исторического развития России, Пушкин создал первую русскую национальную народную драму. Это был поворот к ключевым темам в русском историческом процессе.
    Гравюра В. А. Фаворского.
    Н. М. Карамзин, его памяти посвятил поэт "Бориса Годунова". Рис. Пушкина.
  26. Первая половина 20-х гг. была подготовкой декабрьского восстания. Сами декабристы, среди которых было немало друзей Пушкина, видели в нем свое поэтическое знамя.
    "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин" (Рылеев - Пушкину. 25 г.).
    К. Ф. Рылеев, худ. О. А. Кипренский.
    Рис. Пушкина.
    "Полярная звезда", альманах Бестужева и Рылеева.
  27. «В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма...» «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».
    В. И. Ленин.
    Восстание на Сенатской площади. Худ. К. Кольмана.
  28. В тяжелое время ожидания суда над декабристами Пушкин пишет в начале февраля 1826 г. Дельвигу: "Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира".
    "...Повешенные повешены: но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна" (Пушкин — Вяземскому. 14. VIII. 26).
    Автограф Пушкина.
    Декабристы в Сибири, худ. А. Моравов.
  29. "...И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей".
    "Пророк", 1826.
    Таким поэтом-пророком являлся и сам Пушкин, считавший, что "поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни..."
    Два автопортрета. 1828.
  30. "Николай вернул Пушкина из ссылки через несколько дней после того, как были повешены герои 14-го декабря. Он хотел погубить его в общественном мнении своею милостью, покорить его своим благорасположением" (А. И. Герцен)...
    Пушкин понимал, что отношение к нему правительства останется прежним ("..образ мыслей моих известен").
    Москва, Чудов дворец в Кремле (с гравюры Делабарта), - здесь состоялся разговор поэта с императором.
    Пушкин, этюд к портрету. Худ. В. А. Тропинин, 1827 г.
  31. Поэт был восторженно принят литературной общественностью. У друзей он читал "Бориса Годунова".
    М. П. Погодин вспоминает: "Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно... Сцена летописания с Григорьем всех ошеломила".
    Д. В. Веневитинов, в его доме Пушкин дважды читал "Бориса Годунова".
    Гравюра В. А. Фаворского.
  32. "Я гимны прежние пою..." — так выразил в 1826 г. Пушкин свое отношение к идеям декабризма. Он пишет знаменитое "Послание в Сибирь".
    "...Бог помочь вам, друзья мои,
    И в бурях, и в житейском горе,
    В краю чужом, в пустынном море,
    И в мрачных пропастях земли!"
    "19 октября 1827".
    Пушкин читает М. Н. Волконской послание декабристам. Худ. В. Дрезнина.
    "В Сибиррь", автограф.
  33. Весной 1827 г. Пушкин после ссылки приезжает в Петербург. Он встречается с Крыловым, Грибоедовым, Мицкевичем. Читает "Бориса".
    В этот период О. А. Кипренский написал портрет поэта, получивший широкую известность. Деталь портрета.
  34. По дороге из Михайловского в Петербург на станции Залазы Пушкин встретился с Кюхельбекером, которого везли из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую.
    Ему, одному из ближайших своих друзей, Пушкин посвящает стихотворение "Разлука". С Пушкиным "дух мой неразрывно слит", — писал В. К. Кюхельбекер.
    Встреча Пушкина с Кюхельбекером. Рис. Н. И. Шестопалова.
    Рис. Пушкина.
  35. Образ Петра Первого — преобразователя России — надолго завладел воображением поэта. Роман "Арап Петра Великого" — начало прозы Пушкина.
    В 1828 г. Пушкин создает "Полтаву". Она продолжает тему Петра:
    "Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра".
    Рис. И. Симакова.
    Полтавский бой, рис. И .Е. Репина, 1884.
  36. Что бы ни писал Пушкин, он отстаивает высокое и достойное предназначение России, это было не по нраву самодержавию, с которым поэт в непрестанном конфликте.
    "Снова тучи надо мною
    Собралися в тишине;
    Рок завистливый бедою
    Угрожает снова мне...
    Сохраню ль к судьбе презренье?
    Понесу ль навстречу ей
    Непреклонность и терпенье
    Гордой юности моей?"
    "Предчувствие", 1829.
    Автопортрет из Ушаковского альбома, 1829.
  37. В надежде повидаться с друзьями — сосланными декабристами, — гонимый желанием испытать себя войной, Пушкин без разрешения властей покинул Петербург. Посетив опального Ермолова в Орле, он едет на Кавказ и становится участником военного похода на Арзрум.
    Кавказские автопортреты. 1829
    А. П. Ермолов, герой 1812 г.
  38. "Путешествие в Арзрум" — это зарисовки и размышления над всем увиденным, точные психологические характеристики.
    "Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — все в нем было необыкновенно привлекательно" ("Путешествие в Арзрум").
    Встреча Пушкина с телом Грибоедова, худ. П. Борель.
    А. С. Грибоедов, рис. Пушкина.
  39. В лирике Пушкина конца 20-х годов — все оттенки, весь динамизм его многогранной души, ее вечное движение,
    "Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим" (1829).
  40. Постижение себя, тайн человеческой души, истории — единый процесс для поэта.
    "В Пушкине было верное пониманье истории; свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями ума его были: ясность,
    проницательность и трезвость..." "Труд был для него святыня... Когда чуял он налет вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался", — вспоминал П. А. Вяземский.
    А. С. Пушкин, рис. П. П. Вяземского.
    П. А. Вяземский, рис. Пушкина.
    Дом Вяземского на Арбате, где бывал Пушкин.
  41. Пушкину 30 лет. Жизнь его не устроена, полна тревог, дурных предчувствий и предзнаменований. Предстоящая женитьба — попытка обрести личное счастье.
    Н. Н. Гончарова.
    Автопортрет и профиль Н. Н. Гончаровой, 1840 г.
    Пушкин, худ. П. Ф. Соколов. 1830.
  42. "...Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 ПОСЛЕДНИЕ главы "Онегина"... Повесть, писанную октавами (стихов 400)... Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан".
    Сверх того написал около 30 мелких стихотворений... Еще не все... Написал я прозою 5 повестей..."
    (Пушкин — П. П. Плетневу).
    Болдино, дом А. С. Пушкина.
  43. Слава Пушкина растет. Существует предание, что Гете прислал ему свое перо.
    "Пушкин был в то время для молодежи все. Все ее упования, сокровенные чувства, честнейшие побуждения, все гармонические струны души, вся поэзия мыслей и ощущений, — все сводилось к нему, все исходило от него..."
    И. А. Гончаров.
    Пушкин, гравюра Н. Н. Уткина.
    И.-В. Гете
  44. "Онегина" Пушкин считал своим лучшим произведением. Это был первый великий реалистический русский роман, явившийся прародителем для всех последующих русских романов.
    "Про "Онегина" что и говорить. Какая прелесть! Какой слог блестящий, точный и свободный! Это рисовка Рафаэля. Живая и не принужденная кисть живописца из живописцев" (Боратынский — Н. Полевому).
    Онегин, рис. Пушкина.
    Рис. Н. В. Кузьмина.
  45. В начале 30-х гг. Пушкин является нам как журналист. Он сотрудничает в "Литературной газете" Дельвига и Сомова, которая ведет полемику с реакционной журналистикой.
    "...Никто на свете не был мне ближе Дельвига, — писал Пушкин Плетневу при известии о смерти друга, — ...около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели".
    Пушкин, набросок Г. Г. Чернецова.
    А. А. Дельвиг.
  46. Пушкина, глубоко постигшего непостижимость жизни, влекли к себе стихийные силы природы и истории. Он был потрясен наводнением в Петербурге (1824), сначала откликнулся в письмах ("Этот потоп с ума мне нейдет..."), а потом и "Медным всадником".
    "Медный всадник", рис. А. Н. Бенуа,
    Рисунок Пушкина.
  47. Творчество Пушкина проникнуто мудростью, свойственной лишь величайшим гениям. Где мудрость, там и предельная простота. Он пишет сказки, которые не знают себе равных по глубине мысли, красоте и простоте формы, продолжает свои опыты в прозе.
    "Капитанскую дочку" Гоголь считает решительно лучшим русским произведением в повествовательном роде.
    "Сказка о золотом петушке". Рис. Пушкина.
    "Капитанская дочка", худ. М. Шмаринов.
  48. В 1836 г Пушкин становится издателем и редактором журнала. "Современник" есть явление важное и любопытное сколько по знаменитости имени его издателя, столько и от надежд, возлагаемых на него одною частью публики, и страха, ощущаемого от него другою".
    В. Г. Белинский.
    Автопортрет. 1836.
  49. Дуэль Пушкина с Дантесом, худ. А. А. Наумов.
    Сообщение "Современник".
  50. "Моя утрата всех больше... Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина... Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему".
    Н. В. Гоголь.
    Пушкин, рис. Гоголя.
    Маска Пушкина, снятая скульптором С. И. Гальбергом 29 января 1837 года.
    Гоголь, рис. Пушкина.
  51. Отпевание Пушкина было объявлено в Исаакиевском соборе, но царь боялся общественного мнения, возмущения народа. Гроб с телом поэта тайком перевезли в ближайшую церковь (Конюшенную), откуда в ночь на 3 февраля отправили с жандармом в Михайловское для погребения.
    Тайный увоз тела Пушкина, худ. А. А. Наумов.
    Некролог о Пушкине, написанный В. Ф. Одоевским.
  52. "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.."
    Ф. И. Тютчев..
    "Он понял тайну вдохновений,
    Глагол всевышнего постиг,
    Восстал, как новая стихия,
    Могуч и славен и велик —
    И изумленная Россия
    Узнала гордый свой язык".
    А. И. Полежаев.
    Портрет Пушкина с запрещенными цензурой стихами "Потух огонь на алтаре". Литография А. Клюндера. 1837.
    Ф. И. Тютчев.
    А. И. Полежаев.
    М. Ф. Ахундов, автор Восточной поэмы на смерть Пушкина.
  53. "Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России жестокий удар. Никто... не заменит Пушкина. Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек, сочетающий в себе столь выдающиеся и столь разнообразные способности, которые, казалось бы, должны были исключать друг друга".
    А. Мицкевич
    А. Мицкевич, рис. Пушкина
    Автопортрет 1827 г.
  54. "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
    Ф. Достоевский.
  55. КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
    Авторы Б. БУРСОВ, А. ГДАЛИН
    Художник-оформитель Ж. ГИРИЧЕВА
    Редактор Р. СИМОНОВА
  56. Вечный Пушкин
    Часть вторая.
  57. "Какое новое направление мысленному миру дал Пушкин? Что сказал он нужное своему веку?.. Зачем он дан был миру и что доказал собою?"
    Н. В. Гоголь.
    На этот вопрос ответа искали деятели не только русской, но и мировой культуры, и с тем большей настойчивостью, чем больше возрастала роль русской культуры для всего человечества.
    Работа ск. И. П. Витали, 1837 г.
  58. Первое научное истолкование творчества Пушкина дал Белинский. Для него Пушкин "великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная".
    Статьи Белинского о Пушкине — основа передового пушкиноведения. Они противостоят вымученным построениям теоретиков "чистого искусства" и домыслам вульгарных социологов о Пушкине как защитнике интересов помещичьего класса.
  59. Для представителей передовой русской мысли и литературы Пушкин, говоря словами Герцена, был "властителем литературного движения", поэтом, как нельзя более национальным, надеждой России, освещавшей ей путь к светлому будущему.
    Огарев считал, что в нем "отозвался весь русский мир".
    "Он истинный отец нашей поэзии" (Чернышевский).
    Некрасов: "Читайте сочинения Пушкина... Поучайтесь примером великого поэта любить искусство, правду, и родину"...
  60. Пушкин стал эталоном для художников всех последующих поколений.
    "Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще... В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках".
    И. А. Гончаров.
    "Прощай, свободная стихия!". Картина И. Е. Репина и И. К. Айвазовского.
  61. Пушкин помогал русским художникам узнавать свое назначение, определять меру сил и требований н себе, обязанности перед Россией и человечеством. Именно для этого дан был Пушкин.
    Рис. Н. В. Кузьмина.
  62. Божественный Пушкин, он мой отец, учитель — подчеркивал Л. Н. Толстой.
    "Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? — писал он одному литератору. — Сделайте мне дружбу, прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать каждому писателю".
    Рисунки Пушкина.
  63. За рубежом произведения Пушкина и сведения о нем начали появляться еще при жизни поэта, в начале 20х годов. Первым ему посвятил стихи поляк Г. Олизар: "Искра твоего гения может состязаться с блеском солнца..."
    Одним из крупнейших пропагандистов Пушкина во Франции стал П. Мериме, ставивший его на первое место в европейской поэзии XIX в.
    П. Мериме - переводчик "Пиковой дамы", "Цыган", "Выстрела".
  64. Творчество Пушкина привлекает к себе не только писателей.
    Французский художник Э. Делакруа по прочтении "Дубровского" записал, что Пушкин заставил его "пережить восхитительные минуты". Итальянский революционер Д. Мадзини видит в Пушкине предвестника движения, ставшего "мощным фактором переустройства Европы". Получив автограф поэта, Г.-Х. Андерсен писал: "Рукопись всемирно известного Пушкина для меня клад".
    Автограф, принадлежащий Андерсену.
    Э. Делакруа.
    Д. Мадзини.
    Г.-Х. Андерсен.
  65. Открытие первого памятника Пушкину в Москве стало событием национального масштаба и нашло горячий отклик за рубежом. Перед памятником произносили речи крупнейшие русские писатели.
    И. С. Тургенев: "Пушкин... был великолепный русский художник. Именно: русский! Все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа".
    Открытие памятника 6 июня 1830 г.
  66. ...Что он дал своим последователям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал наждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским... Он, Пушкин, раскрыл русскую душу".
    Из речи А. Н. Оотровокого.
    Пушкинский вечер в Благородном собрании (ныне Колонный зал Дома союзов).
  67. "Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека. ...Никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин".
    Из речи Ф. М. Достоевского.
    Ф. М. Достоевский, фото 1880 г.
    Автограф записей к речи о Пушкине.
  68. "...Ново было торжество во имя человека, который и славен только работою своей мысли... Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что "пробуждал чувства добрые",— вот что ужасно ново, поучительно..."
    Г. И. Успенский.
  69. 6 июня 1880 года в тифлисской газете "Обзор" появилась статья друга и последователя Чернышевского Н. Николадзе "Роль и положение Пушкина". Писатель И. Чавчавадзе писал: "Русская литература с благоговением внесла в свою летопись это событие, с гордостью приняла его..."
    Н. Николадзе
    И. Чавчавадзе
    Памятник Пушкину, открытый в 1882 г. в Тифлисе.
  70. В Москву поступили письма и телеграммы с выражением восхищения Пушкиным: от В. Гюго из Франции, от А. Теннисона из Англии, от Б. Ауэрбаха из Германии.
    Со статьей о поэте России выступил кубинец X. Марти. Одна из венгерских газет писала: "А. Пушкин по своему значению должен стать достоянием всех образованных народов".
    В. Гюго.
    А. Теннисон.
    Х. Марти.
  71. Благоговейное отношение к памяти Пушкина знаменовало победу передового русского искусства и демократической мысли. Возражая сторонникам "чистого искусства", М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что "...сущность пушкинского гения выразилась... в тех стремлениях к общечеловеческим идеалам, на которые тогдашняя управа благочиния, как и нынешняя, смотрела и смотрит одинаково неприязненно".
    Памятник Пушкину в Петербурге (1884).
  72. "...В поэзии Пушкина заключается залог нашей славы, потому что язык пушкинской поэзии есть язык русского народа, а народ, говорящий и мыслящий таким языком, — бессмертен".
    А. Куприн.
    Каждый большой художник после Пушкина воспринимался как его продолжатель. Л. Н. Толстой называл Чехова Пушкиным в прозе. Чехов, словно принимая эстафету от Толстого, отмечал поэтичность русской прозы, объясняя это тем, что первосоздателями ее были гениальные русские поэты Пушкин и Лермонтов.
    Памятник Пушкину в Киеве (1899) Р. Р. Баха.
  73. Вместе с русским народом юбилей Пушкина отмечали и другие народы России. Газета И. Чавчавадзе "Иверия" писала: "Велико значение Пушкина для Грузии. За последние 70 лет у нас не было ни одного поколения, которое... не увлекалось бы творчеством Пушкина".
    "Пушкин впитал в себя духовные сокровища народа, и в этом его величие" В. Пшавела.
    Газета "Иверия" от 26 мая 1899 г.
    В. Пшавела
  74. Горячо откликнулись на юбилей Пушкина славянские писатели. Прислали приветствия в Москву П. Славейков, Э. Ожешко, Г. Сенкевич. Стихотворение "Столетие Пушкина" написал И. Вазов. (Юбилей 1899 г.) "является не обыкновенным литературным праздником, а праздником национального сознания стомиллионного народа, который в ряду цивилизованных народов занял особое место..." — писал П. Славейков.
    Э. Ожешко.
    П. Славейков.
    И. Вазов.
  75. Жюль Верн прислал в Москву телеграмму: "Народ, который так умеет чтить память своих знаменитых граждан, этим самым возвышает и себя..."
  76. Праздником всей цивилизации назвал этот юбилей Э. Золя.
    "Я счастлив и горд быть мысленно с вами всем своим писательским сердцем в день, когда вы чествуете память вашего бессмертного Пушкина, родоначальника новой русской литературы. Я его полюбил, как следует любить всех глубоких мыслителей, чьи национальные произведения обогащают все человечество". Э. Золя.
    Юбилей приветствовали французские писатели П. Сюлли, М. Прево, Ф. Коппе.
    Французское издание "Капитанской дочки".
  77. Новые поколения русских писателей видели в Пушкине поэта, обладавшего, по словам В. Г. Короленко, орлиным критическим взглядом.
    В статье "Трагедия писателя" он замечает: "...Николай I не хотел понять, что можно быть только Пушкиным и ничем более".
    Бунин: "Пушкин был для меня... подлинной частью моей жизни... Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то, среди чего и чем я жил".
    А. С. Пушкин, худ. Н. В. Кузьмин.
    В. Г. Короленко.
    И. А. Бунин.
  78. По словам Горького, "Пушкин для русской литературы такая же величина, как Леонардо для европейского искусства... поэт, до сего дня никем не превзойденный ни к красоте стиха, ни в силе выражения чувства и мысли, поэт — родоначальник великой русской литературы".
    А. М. Горький на I съезде советских писателей. 1934 г.
  79. В советское время пушкиноведение стало отраслью литературоведческой науки. Среди пушкинистов — видные поэты и прозаики. В. Я. Брюсова поражала в Пушкине "изумительная разносторонность его интересов, энциклопедичность тех вопросов, которые занимали его".
  80. Собранный В. В. Вересаевым огромный материал о Пушкине ценен достоверностью, непредвзятостью отбора и систематизации. И это тем более важно, что его собственное истолкование Пушкина далеко не во всем приемлемо.
    Одним из видных пушкиноведов, знатоков пушкинской эпохи был Ю. Н. Тынянов — автор исторических романов о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине.
    В. В. Вересаев.
    Ю. Н. Тынянов.
  81. "...Пушкин был русской весной, Пушкин был русским утром... Он первый пришел и по праву первого... овладел самыми великими сокровищами всей русской литературы. И овладел рукой властной, умелой и нежной..."
    А. В. Луначарский.
    Портрет худ. Н. А. Павкина.
  82. Крупнейшие поэты нашей эпохи относились к Пушкину как к своей поэтической родине.
    А. Блок: "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин".
    "Пушкинскому дому", автограф Блока.
  83. Любимым произведением Маяковского был "Евгений Онегин", он знал его наизусть... "Мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, и даже в тот момент, когда смерть будет накладывать нам петлю на шею..."
    Рис И. Шабанова. 1940 г.
    В. В. Маяковский.
    "Юбилейное", автограф.
  84. "Мечтая о могучем даре
    Того, кто русской стал судьбой,
    Стою я на Тверском бульваре,
    Стою и говорю с собой..."
    С. А. Есенин. "Пушкину". 1924.
    "Пушкин - самый любимый мною поэт", - ответил С. А. Есенин на анкету журналистов к 125-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
    Москва, Тверской бульвар.
    С. А. Есенин.
  85. "Кто знает, что такое слава!
    Какой ценой купил он право,
    Возможность или благодать
    Над всем так мудро и лукаво
    Шутить, таинственно молчать
    И ногу ножкой называть?.."
    А. А. Ахматова. "Пушкин". 1943 г.
    "Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами".
    С. Я. Маршак.
  86. К столетию со дня смерти А. С. Пушкина был создан Всесоюзный Пушкинский комитет, первым председателем которого был А. М. Горький.
    Митинг в Москве на пл. Пушкина 10 февраля 1937 г.
    Демонстрация в Ленинграде.
  87. Во Франции, в Англии, США, Дании, Норвегии, Чехословакии, Иране и др. странах были созданы специальные Пушкинские комитеты.
    "Я желаю, чтобы распространялась его слава и его произведения", — писал в те дни Р. Роллан.
    Медаль в честь Пушкина, выпущенная во Франции. Худ. Марсель Ранар.
  88. "Если бы меня спросили, кого люблю я больше всех гениев поэзии и кого бы я выбрал, если бы я должен был назвать из них только шестерых или даже только четырех, я бы никогда не забыл имени Пушкина". Т. Манн.
    Томас Манн.
    Пушкин, работа немецкого скульптора Кота.
  89. "Творчество Пушкина насквозь проникнуто громадным аппетитом к жизни и жизненному опыту, который столь характерен для гениев всемирной и особенно русской литературы... Его творчество, то легкое и мелодичное, то утонченное, то мудрое, то простое, всегда имеет глубокий смысл. Отсюда его истинное всемирное значение".
    Т. Драйзер.
    Памятник Пушкину в Касвилле (США).
  90. Славянские народы гордились Пушкиным. Великим примером, душой России называл его Карел Чапек. "Пушкин, — писал он, — был в искусстве гениальным вестником пробуждения народа. Искусство Пушкина не знает границ и времени".
    Л. Стоянов: "Поэтическое дело Пушкина ныне объединяет мысли всего культурного человечества..."
  91. Блестящим переводчиком Пушкина в Польше был Ю. Тувим. Он перевел "Евгения Онегина", "Медного всадника", "Пир во время чумы" и многие лирические стихотворения.
    Юлиан Тувим
  92. 150-летний юбилей Пушкина в послевоенном 1949 году. Перед Пушкиным свою голову склонило "племя младое, незнакомое..."
    "У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца". А. Т. Твардовский.
    Москва, 6 июня 1949 г.
  93. "Я видел твой портрет у друга-армянина,
    Я слышал, как якут твердит твои слова,
    И в честь твою венок сплетала Украина,
    Народной вольностью жива".
    М. Рыльский.
    Памятник в Киеве, скульптур А. Ковалев.
  94. Якуб Колас писал: "Перед Пушкиным я в большом долгу, ведь ничего не посвятил ему, волшебнику поэзии, непревзойденному художнику поэтического слова, а ведь этот гений, как никто, волновал мою душу".
    Я. Колас.
    Памятник Пушкину в Витебске.
  95. "Гений Пушкина уже давно стал не только русским гением, но и гением всех народов нашей страны, звездой самой первой величины в мире поэзии". А. Венцлова.
  96. Выступая 7.VI.49 г. в Москве, И. Бехер говорил: "Пушкин и Гете — гении равновеликого значения и великие гуманисты — олицетворяют собой все то благородное и прекрасное, что заложено в русском и немецком народах..."
    В. Бредель: Пушкин "среди гениев человечества — неукротимый бунтарь и вечный юноша" (из доклада в Мекленбургском театре 6.VI.49 г.)
    Памятник Пушкину в Веймаре (ГДР).
    И. Бехер.
    В. Бредель.
  97. "Пушкин - одна из тех гигантских фигур, которые запечатлели навеки целую эпоху в жизни своего народа в момент величайшего напряжения его национальных сил. В этом смысле он стоит в одном ряду с Гомером, Данте, Шекспиром, Сервантесом" (Д. Линдсей, из выступления в Москве 7.VI.49).
  98. "Пушкин принадлежит к тем, кто светил и светит человечеству на его пути вперед... Писатели наших дней должны учиться у него той истине, что место писателя - в авангарде человечества".
    "Память о тебе всегда будет с нами, давая нам источник вдохновения, мужества, красоты и юности".
    М.-А. Нексе.
    П. Неруда выступает в г. Пушкине, 1949 год.
  99. "Он был русским в лучшем смысле этого слова. Он слышал биение родной речи, он вдохновлялся русской природой, русской историей, русскими добродетелями. Одновременно он был передовым умом человечества".
    И. Эренбург.
  100. Пушкин близок всем народам, ибо он видел так же разницу между народами, как и общность их.
    Гоголь первый понял эту истину во всей глубине: "В Испании он испанец, с греком - грек..." Достоевский боготворил Пушкина за его "всемирную отзывчивость".
  101. Зарубежные писатели подтверждают глубокое понимание Пушкина Гоголем и Достоевским, тем отвечая на вопрос: "Зачем был дан миру Пушкин?". "Гений Пушкина, — писал Г. Уэллс, — преодолел расовые и социальные преграды".
    Г. Уэллс.
    Памятник в г. Пушкине, работа ск. Л. Бернштама.
  102. Болгарский писатель Г. Бакалов: "Едва ли за пределами родины Пушкина имеется иная страна, кроме Болгарии, где в большей степени его считали бы близким, своим поэтом".
    "Мы, чехи и словаки... говорим: "Наш Пушкин". Его глубокое влияние проникло, врезалось в нашу литературу, в искусство, мы его ощущаем, как непосредственную часть нашей культуры". 3. Неедлы.
    Памятник Пушкину в Бургасе (Болгария)
    Медаль, выпущенная в честь Пушкина в Чехословакии.
  103. "После русских именно мы, венгры, лучше других знаем, кем был Пушкин!.. Он принадлежал к тем очень немногочисленным иностранным поэтам, имя которых без запинки произносится по-венгерски..."
    Дьюла Иеш.
    Издание на венгерском языке.
  104. В Пушкине К. Маркс и Ф. Энгельс видели художника на уровне завоеваний общественной мысли, по его произведениям они учились русскому языку. "Больше всего он любил Пушкина", — вспоминает Н. К. Крупская о В. И. Ленине.
    Пушкин представляет собой целый мир, воплощенный в художественных творениях, ставших частью мировой культуры. Композиторы, режиссеры, артисты, живописцы, графини, скульпторы нашли в нем неиссякаемый источник творческого вдохновения.
    В. И. Ленин, рис. И. И. Бродского.
  105. Сбылись слова поэта: к нему не зарастает народная тропа. За годы Советской власти (с 1918 по 1973 год) произведения А. С. Пушкина издавались в нашей стране 2425 раз общим тиражом 163 млн. экземпляров на 91 языке. Пушкин переведен на 45 языков за рубежом, где его книги выходили 1614 раз.
  106. Центром пушкиноведения и хранилищем пушкинских рукописей является Пушкинский дом Академии наук СССР.
    Институт русской литературы - Пушкинский дом в Ленинграде.
  107. Все, что связано с жизнью и деятельностью Пушкина, окружено в нашей стране всенародной любовью. В 1922 г. декретом СНК были объявлены государственным заповедником могила поэта в Святогорском монастыре, Михайловское и Тригорское. Музеем-заповедником является село Болдино.
    В Ленинграде создан Всесоюзный музей А. С. Пушкина. Музей Пушкина есть в Москве, Одессе, Кишиневе, Маркучае и др. местах страны.
  108. В 1967 г. в Михайловском возник и проводится ежегодно Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии, для участия в котором съезжаются посланцы нашей многонациональной культуры и зарубежные гости со всех континентов.
    Выступает И. Л. Андроников
  109. Полтора века отделяют нас от времени Пушкина, но Пушкин и для нас тот же, каким он видел себя в 19 лет:
    "И неподкупный голос мой
    Был эхо русского народа".
    Как завет звучат эти слова.
    Вечный Пушкин вечно современен. Он определяет меру требований каждого из нас к себе, призывая Отчизне посвятить "души прекрасные порывы".
    Плакат, худ. Б. Зеденский.
  110. Конец диафильма
    Авторы: Б. БУРСОВ и А. ГДАЛИН
    Художник-оформитель Ж. ГИРИЧЕВА
    Редактор Р. СИМОНОВА
    Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1975 г.
    101000, Москва, Центр, Старосадский пер., д. № 7
    Д-100-75 Т01518
    Черно-белый 0-20

Алфавитный каталог диафильмов