Все для детей
Вы находитесь здесь: ГлавнаяМузыкаВеликие композиторы

Рассказы о великих композиторах

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

(1811-1886)

Ференц Лист
Ференц Лист

"...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости».

Так говорил великий венгерский композитор Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.

Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, — говорил В. В. Стасов, — для фортепьяно стало возможно все».

Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».

Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам — массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.

Лист, как никто другой, обладал счастливым даром «открывать» новые имена в музыке. Восторженное одобрение Листа изменило судьбу молодого Грига, сразу сделало знаменитым великого норвежского композитора. Поддержка Листа принесла успех замечательному чешскому композитору Бедржиху Сметане.

С глубоким восхищением относился Лист к творчеству Глинки. Он вообще постоянно следил за музыкальной жизнью в России. Искренне радовался успеху замечательных русских пианистов Антона и Николая Рубинштейнов. Приветствовал каждое новое произведение композиторов «Могучей кучки» — Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. С композиторами «Могучей кучки» Лист был связан личной дружбой и перепиской. «У Вас, — говорил он Бородину, — живая жизненная струя; у Вас будущность»... «Кучкисты» же видели в Листе вождя в борьбе за прогресс в музыке. И они не ошибались.


Ференц Лист. Грёзы любви (Liebestraum)

Ференц Лист рано столкнулся с несправедливостью. Унизительное положение музыканта с детства вызывало в нем ярое чувство протеста. Его отец, человек музыкально одаренный, умный, деятельный, из-за бедности вынужден был, как и дед, пойти в услужение к князьям Эстергази. К тем самым Эстергази, у которых служил придворным капельмейстером Гайдн. Когда родился Лист, отец был смотрителем княжеской овчарни в венгерской деревне Деборьян. Листам жилось не сладко. Жалованья едва хватало, чтобы прокормить семью.

Мальчик принес родителям большую радость: отец обнаружил у него редкие музыкальные способности, стал давать eму уроки — и в девять лет Лист уже выступал в публичных концертах. Успех мальчика был так велик, что некоторые знатные венгерские покровители искусства предложили отцу денежную помощь. Дать мальчику серьезное музыкальное образование — это стало теперь единственной мечтой и целью Адама Листа.

Семья переехала в Вену. Ученик Бетховена Карл Черни согласился преподавать юному Ференцу фортепьянную игру, Aнтонио Сальери знакомил его с теорией музыки.

Концерты мальчика в Вене и Будапеште принесли ему новые успехи. Его сравнивали с маленьким Моцартом, Бетховен слушал игру юного Листа, был взволнован и поцеловал мальчика, словно предсказывая ему большое будущее.

Адам Лист отправился с сыном в Париж — там была в то время одна из лучших в мире консерваторий. Но Ференца, несмотря на исключительную одаренность, в консерваторию не приняли: он был иностранец. Директор консерватории композитор-итальянец Керубини не хотел «нарушать закон».

До конца жизни Лист не мог забыть удара, жестоко нанесенного ему в детстве. Но ответил на него по-своему: став всемирно знаменитым, много сил отдавал молодым талантливым пианистам, никогда не беря с них платы за уроки.

Юный Лист с огромным успехом выступал с концертами. К четырнадцати годам он объездил уже многие города Франции, Швейцарии, Англии.

В шестнадцать лет Ференц остался один — внезапно умер отец. Теперь он должен был продавать свое искусство, свои сочинения, чтобы обеспечить жизнь матери и свою. Мысли об унизительном положении художника постоянно мучили юношу. «Лучше быть чем угодно на свете... только не музыкантом на содержании у богачей», — писал он впоследствии. Но сильная и любознательная натура побеждала. Никто не руководил его образованием. Лист тянулся к лучшим книгам, к передовым, талантливым людям. Он стремился к новым знаниям, сочинял музыку, искал в ней новые пути. И был необыкновенно образованным человеком.

Музыка Листа была, как правило, программной — произведения имели четкий, законченный сюжет. В поисках сюжета композитор часто обращался к литературе. В произведениях великих писателей-классиков он находил образы смелых, честных борцов за человеческое счастье и воплощал эти образы в музыке. Героями произведений Листа стали Прометей и Фауст, Гамлет и Орфей.

Стремясь яснее выразить идею произведения, глубже раскрыть его содержание, Лист создал новые формы музыкального искусства. Он писал, например, не симфонии, а симфонические поэмы, фортепьянные концерты, сонаты, состоящие не из нескольких, как было принято, а всего из одной части. Это делало его сочинения более цельными.

Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной — Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором. Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них — знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, симфоническая поэма «Венгрия», грустное и величавое погребальное шествие, посвященное памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, «Героический марш в венгерском стиле», фортепьянные пьесы о героях венгерского народа, борцах за его свободу и независимость — Шандоре Петефи и Ференце Ракоци.


Ференц Лист. Венгерская рапсодия №2
Исполняет В. Горовиц

Человек живой и активный, Лист не мог не откликаться на общественные события. Под впечатлением июльской революции во Франции 1830 года он написал «Революционную симфонию». А когда четыре года спустя вспыхнуло восстание лионских ткачей, появилась фортепьянная пьеса Листа «Лион». Эпиграфом к ней он поставил лозунг восставших: «Жить, работая, или умереть, сражаясь!»

Людей, знавших Листа, всегда поражала его увлеченность, энергия, его сердечное отношение к молодежи.

В воспоминаниях о Листе Бородин рассказывает, как прекрасен он был в обществе своих учеников, как все тянулись к нему, какое участие принимал он в их судьбе. Когда Лист как-то сказал Бородину, глядя вслед удалявшимся ученикам: «А какой это все отличный народ, если бы вы знали!.. И сколько здесь жизни!» — Бородин подумал: «Да, ведь жизнь-то эта в тебе сидит, милый ты человек!»


Великие композиторы

Печатается по материалам книги Н. Колосовой "Здравствуй, музыка!" (Москва, "Молодая гвардия", 1964)

Ваши комментарии:

Ольга
2015-08-28 22:51:56
Очень нравится мне и моему малышу.
Яна
2015-02-28 22:05:19
Мурашки по коже! Благодарю от всей души!
рената
2013-11-10 11:28:31
великолепно..
Юля
2013-09-29 03:52:37
Я в восторге
Евгения
2012-11-17 23:27:43
Великий человек и великий гуманист!
Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.