Сергей Северный
Настоящее имя Сергея Северного - Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954). Другие псевдонимы С. Дурылина - Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С. Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С .Раевский, Сергей Раевский.
С. Дурылин - педагог, богослов, литературовед и поэт.
Учился в IV Московской мужской гимназии, ушел из VI класса гимназии (декабрь 1903 года). Поводом для ухода из гимназии послужило несогласие с господствующей системой образования. В 1903 г. познакомился с Н. Н. Гусевым, секретарем толстовского издательства «Посредник». С 1904 года — сотрудник этого издательства, автор журналов «Свободное воспитание» (1907—1913) (с 1907 года — секретарь редакции); «Маяк» (1909—1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), «Русские Ведомости» (1910—1913) и ряда других печатных изданий.
Занимался частной педагогической деятельностью, среди его учеников- Игорь Ильинский. С 1906 по 1917 год совершил ряд поездок по русскому Северу, старообрядческим местам Заволжья (1913—1915) и Калужской губернии (г. Боровск, 1915). Причина этих путешествий была не только археолого-этнографической. Поездки Дурылина вполне вписываются в общую традицию интеллигентских «духовных путешествий» и интереса к расколу.
В период с 1910 по 1914 год был студентом (слушателем) Московского Археологического института, тема выпускной работы — иконография св. Софии.
В 1911—1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет».
Осенью 1912 года стал секретарем Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (МРФО), остался им вплоть до его закрытия. Последнее заседание общества состоялось 3 июня 1918 года.
В 1913 году в издательстве символистов «Мусагет» была опубликована его книга «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства», в которой впервые использовал образ «незримого града Китежа» как подлинного основания русской духовной культуры. В этом же году в книгоиздательстве «Путь» вышла еще одна книга на китежскую тему — «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже».
С 1915 года Дурылин — личный знакомый и корреспондент (в 1918—1919 гг.) оптинского старца Анатолия (Потапова). Был рукоположен в священники в марте 1920 года и служил в Церкви Николая Чудотворца в Клённиках, под руководством о. Алексея Мечёва (Св. праведного Алексея Московского). В 1921 году перешел настоятелем в Боголюбскую часовню (ныне разрушена) у Варварских ворот Китайгородской стены. 20 июня 1922 года последовал арест Дурылина с последующей высылкой в Челябинск, где до 1924 года Дурылин заведовал археологическим отделом Челябинского музея. Существует версия о сложении Дурылиным священнического сана, но документального подтверждения этому в архивах Патриархии РПЦ не обнаружено.
Летом 1916 года в «Богословском вестнике» о. Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого».
В 1924 году вернулся в Москву, работал внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению» и домашним учителем в Москве и Мураново.
В 1927 году был сослан в Томск, в 1930 г. переехал в Киржач, затем, в 1933 г. вернулся в Москву и снова был арестован. Освобожден был стараниями жены Ирины Комиссаровой, гражданский брак зарегистрирован в 1933 г. в Киржаче.
С 1936 по 1954 год жил в подмосковном Болшево (ныне район города Королёв), стал известен как искусствовед и литературовед (с 1938 года — сотрудник ИМЛИ, с 1944 — доктор филологических наук, с 1945 — профессор, зав. кафедрой Истории русского театра ГИТИСа), автор многочисленных работ по истории литературы и театра (наиболее известные: «„Герой нашего времени“ М. Ю. Лермонтова» (1940); «Нестеров-портретист» (1948), «А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества» (1949), «М. Н. Ермолова (1893—1928). Очерк жизни и творчества». Однако сфера его подлинных интересов не ограничивалась официально признанным. Именно в Болшеве Дурылин продолжал и систематизировал свои исследования о Н. С. Лескове, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, ранних славянофилах; богословские труды, прозаические сочинения, стихи разных лет.
С 1924 г. в челябинской ссылке, Дурылин начинал вести записи «В своем углу». Последняя тетрадь «Углов» была завершена в 1939 году в Болшеве, однако работа над корпусом текста в 1500 страниц продолжалась вплоть до 1941 года. С этим циклом логически и хронологически связан другой — «В родном углу», над которым Дурылин работал вплоть до самой смерти.
В 1943 году получил степень доктора филологических наук. С 1945 года стал профессором ГИТИСа.
За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актёрского творчества награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Стихи поэта
Детские поэты || Стихи для детей