Надежда Полякова
Надежда Михайловна Полякова (1923-2007) - поэт, прозаик, Автор порядка сорока книг (в одном из последних интервью автор говорит о 27) для взрослых и детей в стихах и прозе. В том числе поэтических сборников «Избранное» (1989), «Черный жемчуг» (1996) и книг прозы «Дорога» (1990) и «Беды царя Давида» (1996). Член союза писателей СССР. В «Новые времена» учительствовала и продолжала активную писательскую деятельность до самой своей кончины.
Родилась 15 декабря 1923 г. в деревне Басутино Новгородской области. Отец — рабочий, мастер по дереву; мать из крестьян. Родившись на лесном хуторе, Полякова познала и прочувствовала прелесть русской природы, но всю свою дальнейшую жизнь, начиная со школьных лет, она прожила в Ленинграде. 10-й класс она окончила в июне 1941, ее поколение — это поколение, почти все выбитое войной. С учебой в ленинградской школе исключительно повезло: она училась в Доме литературного воспитания школьников, где были первоклассные преподаватели. Там давали хорошее, многостороннее литературное образование и прививалось серьезное отношение к литературному труду. Первая публикация (стихотворение «Весеннее») появилась уже в 1940 в журнале «Смена» (№8).
Закончила Ленинградский государственный университет.
В начале войны Полякова была на оборонных работах — рыла противотанковые рвы, а в 1943 — в армии. Война, по выражению Л.Толстого, противна самой природе человеческой. Тем более противоестественно участие в ней женщины — носительницы и продолжательницы рода. Для Поляковой это выношенное и твердое убеждение. Скорее всего, по этой причине у нее немного стихов, написанных о войне впрямую. Долгое время она вообще о войне не писала, да и потом, решившись, каждый раз подходила к этой теме, как к заминированному полю. Однако война тех, кто ее прошел, даже если о ней не писать «впрямую», все равно живет в сознании — подобно тому, как дает о себе знать старая рана в теле.
Память о войне корректирует чуть ли не все, что выходило из-под пера Поляковой. Лишь тот, кто долго был на волоске от гибели, кто превозмогал страх смерти и отчаянно выбирался к жизни, способен так пристально и любовно вглядываться в ее хрупкую и трогательную тайну, дивиться ее будничной прелести, радоваться ее устойчивости.
У Поляковой совершенно нет стихов, написанных, как говорится, просто так. Нелегкая биография, открытая войною, приучила поэта мерить жизнь крупными масштабами. Вот эта-то крупность почти всегда ощущается в ее лирике и придает ее книгам не только художественную, но и нравственную значительность. С годами, от книги к книге, нарастает и проявляется в стихах Поляковой душевная сосредоточенность, когда глаз стиха фокусируется на самой сердцевине духовного бытия.
В книгах «Журавли над Метою» (1957), «Друзья зовут меня в дорогу» (1959), «Середина пути» (1979), «Мосты памяти» (1981) медитативное начало в ее произведениях все усиливается, они проникаются не только большей зоркостью, но и печалью, а в последующих книгах «Мгновения» (1982), «Срез яшмы» (1985) принимают социально-рефлексирующий оттенок — особенно в книге «Черный жемчуг» (1996).
Начиная с книги «Срез яшмы», в сборнике Поляковой отчетливо проявляется своеобразная дневниковость, что придает ее стихам и книгам в целом дополнительный эффект достоверности. В стихах нередко чувствуются слезы, удержанные лишь последним — на пределе сил — напряжением. Полякова бестрепетно, то есть как подлинный художник, не боящийся правды и искренности,— открывает перед нами свою боль, незащищенность, женскую слабость и свое великолепное мужество. Стихи, составляющие ее книги «Монолог», «Все остается в нас» и особенно «Черный жемчуг», становятся монологичными, раздумчивыми и как бы впрямь замедленными — настолько внимательно, пытливо, не спеша и терпеливо вглядываются они в жизнь.
Лирическая дневниковость ее произведений, придающая им достоверность и почти житейскую хроникальность, закономерно включила в себя и элемент повествовательности, нечто ценное, идущее от прозы. Она любит рассказать житейскую историю, ввести в стих, характерную, а иногда даже и прямую речь, воссоздать диалог, передать психологические нюансы: опыт добротной реалистической прозы хорошо знаком Поляковой, и она как бы постоянно держит его в уме, хотя и бессознательно. Ее лирические произведения, не поступаясь поэзией, несут в себе растворенную соль того поэтического реализма, который так характерен для русской высокой прозы. Неудивительно, что временами она обращается и к прозе как таковой. Ей принадлежат книги «Город у залива» (1983), «Искра вечного огня» (1995), «Дорога» (1990), «Беда царя Давида» (1999) и другие. Она — автор нескольких статей о произведениях русской классики (Пушкине, Гоголе). Полякова писала и для детей: «Заколдованная девочка» (1961), «Снежки», «Стихи и картинки про Диму Половинкина» (1964), «Детский сад для зверят» (1966) и многие другие. Большие работы есть среди ее переводов: она перевела с чувашского сборника стихов В. Тимакова «Юманзар» (1979), с удмуртского сборника стихов А. Белоногова «Таволга» (1981).
Надеждя Полякова скончалась 29 сентября 2007 г. на 84-м году, ушла за два дня до своего тезоименитства - памяти мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - у Бога случайностей не бывает.
Стихи поэта
Детские поэты || Стихи для детей