КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ ПЕТРОВ-ВОДКИН
(1878—1939)
Творчество советского живописца К. С. Петрова-Водкина — сложный и неустанный путь поисков новых средств художественной выразительности, выработки собственной, глубоко самобытной живописной манеры. Художник пристально изучал старое и современное мировое искусство, особенно его привлекали древнерусская иконопись и Раннее итальянское Возрождение. Обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у замечательного мастера и педагога В. А. Серова, а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—1908). Петров-Водкин в молодые годы стал свидетелем рождения многочисленных новых направлений в искусстве. Он прошел через увлечение символизмом и стилем модерн, под влиянием которых написаны его ранние произведения.
Но уже в начале 1910-х гг. он пишет картины, динамичные по композиции, построенные на обостренных цветовых контрастах. «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея) — произведение, ставшее поворотным в творчестве Петрова-Водкина. В центре картины — героически-призывный, словно пылающий «красный конь» — символ кипучей энергии, могучей, сдерживаемой человеком силы. В сложной духовной атмосфере тех лет картина воспринималась как предчувствие исторических перемен.
В эти же годы Петров-Водкин разработал основные принципы композиционного, перспективного и цветового построения своих картин. Художник отказался от классической перспективы и заменил ее сферической. При сферическом построении пространства живописец использует несколько точек зрения, наклоняет к центру вертикальные композиционные оси, разворачивает плоскость картины к зрителю. Эти приемы позволяют охватить в картине очень широкое пространство, придать ему своеобразный «космический» характер. Такова композиция картин «Полдень. Лето», «Утренний натюрморт», «Натюрморт с самоваром» и др.
Своеобразен и колорит картин Петрова-Водкина. Он объединяет все формы и планы картины с помощью трех основных цветов — красного, желтого и синего. Полотна художника приобретают панорамный характер, становятся похожими на фрески.
После Великой Октябрьской социалистической революции Петров-Водкин обращается к изображению бурных событий своего времени, стремится постичь суть великого исторического перелома, происшедшего в судьбе страны. Его произведения «1918 год в Петрограде» (известно также под названием «Петроградская мадонна»), «После боя», «Смерть комиссара» пронизаны суровым пафосом революционной борьбы, готовностью самопожертвования за великие идеалы революции.
Художник работает много и плодотворно в разных жанрах. Он пишет выразительные, глубоко раскрывающие духовный мир модели портреты (портрет поэтессы Анны Ахматовой, автопортрет), мажорные портретно-жанровые композиции, утверждающие чувство полноты новой жизни («Девушка в сарафане»), натюрморты, оформляет театральные спектакли.
Петров-Водкин выступал и как писатель. Им написаны рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи. В автобиографической книге «Моя повесть» он не только рассказывает о событиях своей жизни, но и излагает свои взгляды на искусство.